Просрочки по кредитам и микрозаймам чреваты не только увеличением суммы долга за счет процентов, которые продолжают начисляться, штрафов и пеней, но и назойливыми звонками коллекторов. Несмотря на то, что в последнее время законодательство, регулирующее их деятельность, ужесточилось, звонки коллекторов остаются крайне неприятными и раздражающими. Рассказываем, что делать, если коллекторы замучили звонками, и как исправить ситуацию.

Как работают коллекторы
Банки и МФО прибегают к услугам коллекторских агентств, если должник уклоняется от оплаты долга. Существует два типа договора между банком и КА:
- Агентский договор. Кредитором является финансовая организация, а КА просто выполняет работу по возврату долга с помощью уговоров, взывания к совести, а в некоторых случаях и путем угроз.
- Договор цессии предполагает, что банк или МФО продали долг коллекторскому агентству, которое становится новым кредитором. Именно оно в этом случае может подать исковое заявление в суд, если должник по-прежнему не исполняет свои обязательства.
В обоих случаях возможны частые звонки коллекторов, а также другие формы взаимодействия – например, визиты, электронные и бумажные письма, смс.
На что имеют право КА в 2022 году
Времена, когда телефонные звонки коллекторов могли повторяться по несколько десятков раз в день, остались в прошлом, поскольку сегодня их деятельность ограничивается законодательством. Согласно федеральному закону №230-ФЗ, КА имеют право:
- Звонить не чаще двух раз в неделю и двух раз в день.
- Отправлять смс и электронные сообщения не более 4 в неделю.
- Осуществлять личные встречи не чаще раза в неделю.
Запрет звонков коллекторов распространяется на ночное время. Они могут беспокоить должника в будние дни с 8 до 22 часов, в выходные – с 9 до 20 часов. При звонках по долгу коллекторы обязаны представиться и назвать компанию. Коллекторы во время звонков по телефону и при личных встречах не имеют права:
- угрожать;
- оказывать психологическое давление;
- применять любые меры физического воздействия.
С июля 2021 года КА не имеют права звонить также третьим лицам – родственникам, коллегам, знакомым и другим людям, которых должник указал в анкете как контактных. Раньше для этого требовалось писать отдельное заявление с отзывом согласия на взаимодействие с третьими лицами, но сейчас запрет на беспокойство кого-либо, кроме самого должника, действует автоматически. Однако далеко не все компании соблюдают перечисленные требования, поэтому вопрос, как избавиться от звонков коллекторов, очень актуален для многих должников.
Что делать, если надоедают звонками коллекторы
Если звонки от коллекторов поступают чаще, чем разрешено законом, а также если в разговорах присутствуют угрозы или представители КА звонят третьим лицам, на их действия необходимо жаловаться в следующие органы:
- ФССП – служба, которая контролирует работу коллекторских агентств. Оставить жалобу можно на сайте, описав ситуацию и приложив имеющиеся доказательства (например, детализацию телефонных звонков, записи разговоров).
- НАПКА – объединение коллекторских агентств, которое также принимает жалобы на сайте.
- СРО, в которой состоит КА.
- Финансовый омбудсмен – в электронном виде на сайте.
Куда жаловаться на звонки коллекторов, если в них содержатся угрозы жизни, здоровью, имуществу? В таких случаях можно подать заявление в полицию или прокуратуру. Чтобы доказать свою правоту, желательно иметь доказательства нарушения законодательства, поэтому рекомендуется сохранять все письма и сообщения, а также записывать телефонные разговоры.
Жалуясь на звонки коллекторов от микрозаймов и банков, можно снизить их частоту и исключить угрозы, однако совсем избавиться от них не получится вплоть до обращения кредитора в суд. Заблокировать звонки от коллекторов – тоже не окончательный выход, поскольку они могут писать смс, отправлять письма и приходить домой для личных встреч с должником.
Есть только два способа полностью исключить неприятное взаимодействие, если достали звонки от коллекторов – погасить задолженность или начать процедуру банкротства. Во втором случае требования законодательства следующие:
- КА обязаны прекратить любые контакты с должником, как только началась процедура банкротства, то есть когда арбитражный суд признал заявление о признании банкротом обоснованным.
- Оповещение кредиторов о старте процедуры банкротства – обязанность финансового управляющего. Он должен сделать это в течение 15 дней, отправив уведомления по почте.
- В течение месяца после получения уведомления кредиторы обязаны проинформировать арбитражного управляющего о своих требованиях и прекратить звонки.
- Если звонки при банкротстве от коллекторов продолжаются, необходимо жаловаться в контролирующие организации.
Если коллекторы достают звонками, а возможности погасить долг нет, рекомендуем обратиться в юридическую компанию в Москве, специализирующуюся на помощи должникам при банкротстве. Это поможет не только перестать задаваться вопросом, что делать при звонках коллекторов, но и избавиться от непосильных долговых обязательств.
инструкцию
обработку своих персональных данных
Ссылки на источники:
При подготовке данного материала эксперт использовал следующие источники:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.10.2002 ред. от 02.07.2021 N 127-ФЗ (pravo.gov.ru)
2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-ФЗ ред. от 20.07.2020 N 215-ФЗ (consultant.ru)
3. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 13.12.2013 ред. от 02.07.2021 № 353-ФЗ (cbr.ru)
Комментарии