Просрочки по кредитам и микрозаймам чреваты не только увеличением суммы долга за счет процентов, которые продолжают начисляться, штрафов и пеней, но и назойливыми звонками коллекторов. Несмотря на то, что в последнее время законодательство, регулирующее их деятельность, ужесточилось, звонки коллекторов остаются крайне неприятными и раздражающими. Рассказываем, что делать, если коллекторы замучили звонками, и как исправить ситуацию.
![](https://bankirro.ru/wp-content/uploads/2022/10/zvonki-kollektorov-1-edited.jpg)
Как работают коллекторы
Банки и МФО прибегают к услугам коллекторских агентств, если должник уклоняется от оплаты долга. Существует два типа договора между банком и КА:
- Агентский договор. Кредитором является финансовая организация, а КА просто выполняет работу по возврату долга с помощью уговоров, взывания к совести, а в некоторых случаях и путем угроз.
- Договор цессии предполагает, что банк или МФО продали долг коллекторскому агентству, которое становится новым кредитором. Именно оно в этом случае может подать исковое заявление в суд, если должник по-прежнему не исполняет свои обязательства.
В обоих случаях возможны частые звонки коллекторов, а также другие формы взаимодействия – например, визиты, электронные и бумажные письма, смс.
На что имеют право КА в 2022 году
Времена, когда телефонные звонки коллекторов могли повторяться по несколько десятков раз в день, остались в прошлом, поскольку сегодня их деятельность ограничивается законодательством. Согласно федеральному закону №230-ФЗ, КА имеют право:
- Звонить не чаще двух раз в неделю и двух раз в день.
- Отправлять смс и электронные сообщения не более 4 в неделю.
- Осуществлять личные встречи не чаще раза в неделю.
Запрет звонков коллекторов распространяется на ночное время. Они могут беспокоить должника в будние дни с 8 до 22 часов, в выходные – с 9 до 20 часов. При звонках по долгу коллекторы обязаны представиться и назвать компанию. Коллекторы во время звонков по телефону и при личных встречах не имеют права:
- угрожать;
- оказывать психологическое давление;
- применять любые меры физического воздействия.
С июля 2021 года КА не имеют права звонить также третьим лицам – родственникам, коллегам, знакомым и другим людям, которых должник указал в анкете как контактных. Раньше для этого требовалось писать отдельное заявление с отзывом согласия на взаимодействие с третьими лицами, но сейчас запрет на беспокойство кого-либо, кроме самого должника, действует автоматически. Однако далеко не все компании соблюдают перечисленные требования, поэтому вопрос, как избавиться от звонков коллекторов, очень актуален для многих должников.
![](https://bankirro.ru/wp-content/uploads/2023/03/bm.png)
Что делать, если надоедают звонками коллекторы
Если звонки от коллекторов поступают чаще, чем разрешено законом, а также если в разговорах присутствуют угрозы или представители КА звонят третьим лицам, на их действия необходимо жаловаться в следующие органы:
- ФССП – служба, которая контролирует работу коллекторских агентств. Оставить жалобу можно на сайте, описав ситуацию и приложив имеющиеся доказательства (например, детализацию телефонных звонков, записи разговоров).
- НАПКА – объединение коллекторских агентств, которое также принимает жалобы на сайте.
- СРО, в которой состоит КА.
- Финансовый омбудсмен – в электронном виде на сайте.
Куда жаловаться на звонки коллекторов, если в них содержатся угрозы жизни, здоровью, имуществу? В таких случаях можно подать заявление в полицию или прокуратуру. Чтобы доказать свою правоту, желательно иметь доказательства нарушения законодательства, поэтому рекомендуется сохранять все письма и сообщения, а также записывать телефонные разговоры.
Жалуясь на звонки коллекторов от микрозаймов и банков, можно снизить их частоту и исключить угрозы, однако совсем избавиться от них не получится вплоть до обращения кредитора в суд. Заблокировать звонки от коллекторов – тоже не окончательный выход, поскольку они могут писать смс, отправлять письма и приходить домой для личных встреч с должником.
Есть только два способа полностью исключить неприятное взаимодействие, если достали звонки от коллекторов – погасить задолженность или начать процедуру банкротства. Во втором случае требования законодательства следующие:
- КА обязаны прекратить любые контакты с должником, как только началась процедура банкротства, то есть когда арбитражный суд признал заявление о признании банкротом обоснованным.
- Оповещение кредиторов о старте процедуры банкротства – обязанность финансового управляющего. Он должен сделать это в течение 15 дней, отправив уведомления по почте.
- В течение месяца после получения уведомления кредиторы обязаны проинформировать арбитражного управляющего о своих требованиях и прекратить звонки.
- Если звонки при банкротстве от коллекторов продолжаются, необходимо жаловаться в контролирующие организации.
Если коллекторы достают звонками, а возможности погасить долг нет, рекомендуем обратиться в юридическую компанию в Москве, специализирующуюся на помощи должникам при банкротстве. Это поможет не только перестать задаваться вопросом, что делать при звонках коллекторов, но и избавиться от непосильных долговых обязательств.
инструкцию
обработку своих персональных данных
Ссылки на источники:
При подготовке данного материала эксперт использовал следующие источники:
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27.10.2002 ред. от 02.07.2021 N 127-ФЗ (pravo.gov.ru)
2. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-ФЗ ред. от 20.07.2020 N 215-ФЗ (consultant.ru)
3. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 13.12.2013 ред. от 02.07.2021 № 353-ФЗ (cbr.ru)
Комментарии